SELC
calendar symbol
"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы представить Господу народ приготовленный." (Ин. 1:6-7; Лк. 1:17б) Воскресенье: Рождество св. Иоанна Крестителя.
Текущий литургический цвет: белый

Вопрос-Ответ

Задать вопрос / Убрать вопрос
Александр
вопрос: Здравствуйте. Вопрос на границе теологии и лингвистики. Имею точку зрения, что любое слово может использоваться по нормам принятых для него значений того языка, которому оно принадлежит. В нормах английского и немецкого языков аналоги для русского слова "храм" не принято использовать для христианских религиозных зданий, поскольку исторически эти слова (a temple и der Tempel соответственно) в этих языках означают языческое место поклонения. В русском языке слово "храм" используется активно для православных церквей. Некоторые отдельные протестанты (не конфессии) считают, что храмом может называться только храм Гроба Господня в Иерусалиме и буквально посмеиваются над теми, кто использует это слово для обычных церквей. Убеждён, что последнее мнение как раз возникло от того, что люди не знают значения слова "храм" в русском языке как "здание, предназначенное для проведения богослужений и религиозных обрядов (и нехристианских, но в том числе христианских). Примечательно, что в других языках иерусалимский храм называется "собором" (польский язык), "церковью" (английский и немецкий языки). Кто прав с точки зрения россиян лютеранской конфессии? Спасибо большое.

ответ:

Здравствуйте, Александр.

Конечно же, слово "храм" может использоваться (и в русском языке используется!) по отношению к разным церковным зданиям, помимо храма Гроба Господня.
Стоит помнить, что в русском языке это слово "окрашено", в нём есть некоторая торжественность. Так что арендованный для проведения собраний кинотеатр, конечно, храмом назвать нельзя.





Анастасия
вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а можно ли при крещении в лютеранской вере дать ребёнку христианское имя (и вписать крестильное имя в свидетельство о крещении), если паспортное имя у него ярко выраженное мусульманское или азиатское? Этот вопрос актуален для меня как для будущего приёмного родителя. Ведь если ребёнок будет воспитываться в христианской вере и в европейском духе, то очень хотелось бы и "окрестить" его сообразно своей культуре.

ответ:

Здравствуйте, Анастасия.

Как правило, в лютеранской церкви крестят с тем именем, которое уже дано человеку. Однако, если имя явно не подходит христианину, то можно дать ему христианское имя и вписать его в свидетельство о крещении. Лучше всего обсудить этот вопрос со священником, который будет совершать таинство.





Анастасия
вопрос: Добрый день! Есть ли у женщины своя собственная ценность? Или она всегда мыслилась только как приложение к мужчине?

ответ:

Здравствуйте, Анастасия.

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Быт. 1:27) Из этого отрывка видно, что и мужчина, и женщина - человек. Женщина сотворена как помощник и партнёр мужчине. "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". (Быт. 2:18) Так что у женщины всегда была собственная ценность, она никогда не была просто приложением к мужчине. К сожалению, о "собственной ценности" женщины порой забывали. Сегодня мы видим другую крайность - когда ценность женщины видится именно в отрыве от мужчины. Если же мы сохраняем библейский взгляд на роли и ответственности мужчины и женщины, мы можем не впадать в эти крайности.





Владимир
вопрос: Здравствуйте! В разделе "Известные лютеране" включен Владимир Даль. Но есть мнение, что он перед смертью принял православие. Насколько правдиво это мнение? Спасибо.

ответ:

Здравствуйте, Владимир.

Совершенно верно, Владимир Иванович Даль принял православие в 1871 году, примерно за год до смерти. Об этом сообщает, например, такой авторитетный источник как Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.





Роман
вопрос: Как стать лютеранский священником?

ответ:

Здравствуйте, Роман.

Прекрасно, что вы хотите служить в церкви. Первое условие для этого - нужно быть прихожанином лютеранской церкви. Во-вторых, стоит молиться об этом желании и размышлять о своих мотивах. В-третьих, нужно быть готовым к сложному труду, который не всегда щедро вознаграждается в этой жизни. Затем предстоит получить богословское образование. Наконец, нужно быть рукоположенным для служения в церкви.
Поговорите об этом со своим настоятелем. Он расскажет вам, какие практические шаги нужно предпринять.





Александр
вопрос: Здравствуйте, большое спасибо за ответ. Подправьте в ответе в нескольких местах, что это мормоны, а не адвентисты.

ответ:

Здравствуйте, Александр.

Спасибо за поправку. Действительно, вопрос был прочитан недостаточно внимательно, и в ответе фигурировали адвентисты вместо мормонов.





Александр
вопрос: Здравствуйте, могу ли я, конфирмированный лютеранин, посетить "богослужение" святых последних дней? Если да, то как мне вести себя, могу ли я молиться с ними, могу ли я произносить "аминь", если я в душе обращаюсь в общей молитве, в отличие от них, к триединому Богу? Спасибо.

ответ:

Здравствуйте, Александр.

Возможно, вы хотите посетить собрание мормонов из религиоведческих соображений, т.е. вы хотите узнать, как проходят их службы. Возможно также, что кто-то из ваших близких людей (родственников или друзей) принадлежит этой организации и убедительно просит вас сходить с ним на собрание. В обоих этих случаях вы можете туда пойти.
Вы сами выражаете сомнение, что молитвы у мормонов будут обращены к истинному Богу. Тогда зачем вам молиться этими молитвами, зачем подтверждать эти молитвы, говоря "Аминь"? Получится, что вы молитесь с лукавством, молитесь своей молитвой, но скрепляете своим "да будет так" чужую. Не нужно это делать.
Если хотите сходить на собрание к мормонам, сходите. Посмотрите, задайте вопросы, но не молитесь, не участвуйте в службе, которая противоречит вашей вере.





Елена
вопрос: Где можно скачать лютеранский церковный календарь на 2019 год?

ответ:

Здравствуйте, Елена.

Новый церковный календарь СЕЛЦ можно скачать по ссылке.





Эмма
вопрос: У меня вопрос относительно цвета литург. облачений. В католической цверкви облачения розового цвета используются дважды в год. В третье воскресение Адвента и в четвёртое воскресенье Великого поста. В облачении православных священников розовый не используется. Используется ли розовый в облачении лютеранских пасторов?

ответ:

Здравствуйте, Эмма.

В нашей церкви мы не используем розовые облачения и розовые параменты. Из литургического розового у нас только третья свеча в адвентовском венке.
Возможно, что некоторые священники в других лютеранских церквах используют и розовое облачение.





Елена
вопрос: Здравствуйте. У меня есть несколько вопросов. 1. В православной церкви жену священника при обращении к ней называют матушка. Как обращаются к жёнам пасторов лютеране? 2. Есть при приходах СЕЛЦ воскресная школа, с какого возраста принимают туда детей? 3.В каком возрасте дети лютеран проходят конфирмацию? 4. В православной церкви существует процедура изгнания бесов (очитка), её могут совершать только монахи. У католиков тоже существует обряд экзорцизма,его могут совершать далеко не все священники, а только те,кто имеет благословение Ватикана. Есть ли у лютеран такой обряд и любой ли пастор может его совершать?

ответ:

Здравствуйте, Елена.

  1. В нашей церкви многие люди обращаются к священникам "отец такой-то", соответственно и жён священников часто называют матушками. Некоторые обращаются просто по имени (как к священникам, так и к их жёнам). Обращение "пастор" у нас как-то не прижилось. Возможно, потому что оно звучит слишком "иностранно". В других лютеранских церквах, кажется, обращение "отец" и "матушка" не особенно распространено. Там к жёнам священников обычно обращаются просто по имени.
  2. Да, в некоторых наших приходах есть воскресная школа. Возраст детей, с которыми занимаются, может быть разным, зависит от возможностей прихода. В приходе святого Андрея, например, в самой младшей группе - дети от 4 лет.
  3. В нашей церкви мы стремимся начать причащать детей как можно раньше, поэтому конфирмация происходит, обычно, в возрасте 6-7 лет. Для лютеранства в целом - это довольно ранний конфирмационный возраст. Во многих церквах дети допускаются к Причастию (и, соответственно, проходят конфирмацию) в возрасте 10-12, а то и 14 лет. Вообще, возраст конфирмации должны определять родители и настоятель прихода.
  4. В некоторых лютеранских церквах есть обряды экзорцизма, но это не повсеместная и не общепринятая практика. В тех редчайших случаях, когда священник сталкивается с одержимым человеком, он должен постараться ему помочь. Ему вручены слово и Таинства, чтобы служить людям и избавлять их от греха, смерти и диавола.





Юрий.
вопрос: Слава Иисусу Христу! Как в СЕЛЦ принимают из других ЕЛЦ (ЕЛЦИ)? Возможно ли в СЕЛЦ создание полноценного монашеского ордена, или монастыря своего права?

ответ:

Здравствуйте, Юрий.

  1. Во-первых, если человек из другой лютеранской церкви хочет присоединиться к нашей, мы беседуем с ним и выясняем причины. Мы также стараемся связаться с настоятелем этого человека и спросить, не возражает ли он против этого перехода. Наконец, у нас есть простой и короткий чин, немного напоминающий конфирмацию, во время которого объявляется, что человек стал нашим прихожанином.
  2. Если отвечать на Ваш второй вопрос коротко, то нужно сказать "нет, это невозможно в СЕЛЦ". В чём могла бы цель такого ордена или монастыря? Уйти от мира, достичь некой большей святости? Но это прямо противоречит учению лютеранской церкви. Посвятить себя служению ближнему, но так, чтобы о моих повседневных нуждах (жильё, еда, одежда) заботился бы кто-то другой? Это также плохо укладывается в лютеранское понимание призвания и долга.





Елена
вопрос: Здравствуйте, у меня вопрос относительно домашних животных: 1. Позиция лютер.церкви в отношении домашних животных (можно ли их заводить, допустимо ли кастрировать,обладают ли они бессмертной душой как люди). 2.Православная и католическая церкви запрещают их усыпление, даже если они болеют и мучаются. Как к этому вопросу относятся лютеране? 3. Православная церковь негативно относится к пребыванию в храме собак. После их (даже случайного) появления там храм освящаются заново. Допустимо ли появление собак к др. животных (домашних) в здании лютеранской церкви?

ответ:

Здравствуйте, Елена.

  1. Домашних животных заводить можно. Кастрировать и стерилизовать не только допустимо, но зачастую это наиболее правильный подход. Писание ничего не говорит нам о бессмертной душе животных. Общепринято, что только человек обладает бессмертной душой.
  2. Насколько я знаю, православная церковь относится отрицательно к усыплению животных в тех случаях, когда это делается из эгоистических побуждений ("надоел", "гадит", "всё грызёт"). В случае же когда животное мучается от неизлечимой болезни, многие православные священники признают усыпление как гуманный способ закончить страдания как питомца, так и его хозяина. Такая позиция мне представляется вполне здравой.
  3. Я не смог найти надёжного подтверждения тому, что храм должен быть освящён после того, как туда зашла собака. Существует молитва "на отверзение храма", которая читается, в том числе, в случае рождения или смерти (но не просто случайного появления) в храме нечистого животного.
    В лютеранской церкви спокойно относятся к случайным появлениям животных в храме. Неуместно их приносить или приводить в богослужебный зал, и уж тем более неправильно держать их при себе во время литургии. Это связано не столько с вопросами скверны или нечистоты, сколько с тем, что на богослужении не должно быть отвлекающих наше внимание вещей. Точно также неуместно читать что-то на смартфоне, вязать и тому подобное.

Священник Павел Храмов





Елена
вопрос: 1. Есть ли в лютеранском церковном календаре праздник Благовещания? 2. У католиков и православных есть традиция всенощных бдений (богослужений с позднего вечера до часу-двух ночи следующего дня). Проводят ли такие богослужения лютеране.

ответ:

Здравствуйте, Елена.

  1. Да, такой праздник у нас есть. Мы отмечаем его, естественно, 25 марта. Иногда, празднование может быть передвинуто, если Благовещение попадает на Страстную неделю. Здесь Вы можете скачать наш церковный календарь на 2018 год.
  2. В большинстве наших приходов такие богослужения не проводятся. Но в приходе Преображения в Туиме время от времени проходт всенощные службы накануне Пасхи.





Владимир Петрович
вопрос: 1. Как правильно называть лютеранское богослужение "месса" или "литургия"? 2. Есть ли в вашей церкви традиция освящать распятия и коны Спасителя для домашней молитвы или же лютеране молятся перед неосвященными? 3. Есть ли у семинарии СЕЛЦ общежитие для иногородних студентов или в ней учатся только новосибирцы? Как организовано проживание иногородних студентов?

ответ:

Здравствуйте, Владимир Петрович.

  1. Оба названия можно использовать. Мы говорим и так, и так.
  2. Да, у нас есть чин освящения распятия и иконы. И мы совершаем эту молитву по просьбе прихожан. В то же время сами эти изображения святы, поэтому у нас нет жёсткого и непременного требования освятить распятие или икону.
  3. У семинарии есть общежитие, иногородние студенты у нас учатся.





Денис
вопрос: Добрый день! Скажите, не планирует ли ваша Церковь открывать приходы на Юге России? В частности, в Астрахани?

ответ:

Здравствуйте, Денис.

Нет, к сожалению, мы не планируем в обозримом будущем создавать приходы на юге России, в том числе и в Астрахани.